Николай Поляков ([info]anticomprador) wrote,

Приглашаются коллективы со своими объемами работ


Взято отсюда: http://www.balagurov.com/misc/scan/adv1992/

В конце 80-х - начале 90-х такими объявлениями была заклеена вся Москва. Проценты сначала предлагались умеренные (40-50-60), потом они поднимались-поднимались и дошли чуть ли не до 99%.
Помню, я ходил и недоумевал - какие такие коллективы? С какими еще объемами работ? Какой такой фонд оплаты и кто кому платит? Почему столько бумаги на такую ерунду переводят?
А эти, на первый взгляд, невинные объявления сыграли ключевую роль в разрушении СССР.

В СССР система денежного обращения была двухконтурная. Предприятия расплачивались между собой только безналичными рублями. Граждане же получали зарплату и платили за товары только наличными рублями. Эти два контура функционировали независимо, почти не смешиваясь друг с другом.
Цены для предприятий (т.е. в безналичных рублях) были очень высокими. Я вспоминаю, в Москве на Профсоюзной был магазин "Научное оборудование". Тамошние цены казались просто безумными - какой-нибудь простой осциллограф стоил много-много тысяч. Естественно никто из населения там ничего не покупал, все это предназначалось для предприятий, которые покупали за безнал.
Казалось бы, предприятиям было бы выгоднее превратить свой безнал в наличные купюры и купить что-то из оборудования значительно дешевле где-нибудь в обычном магазине для граждан? Но это было запрещено! Переводить безнал в нал было нельзя! За исключением утвержденной сверху сметы заработной платы для сотрудников.
Так эта система функционировала длительное время (возможно с эпохи косыгинской реформы). Но тут пришел умник Горбачев, который разрешил кооперативы, разрешил им открывать счета в банках, разрешил им получать безнал от госпредприятий и переводить этот безнал в нал. И после этого случилась страшная вещь - вся эта масса безналичных денег через кооперативы превратилась в наличные, хлынула на потребительский рынок и начисто смыла все товары. Полки в магазинах опустели, по телевизору стали говорить - так жить нельзя, и тут очень кстати появился спаситель Ельцин...

Процесс перевода безнала в нал, как я понимаю, был примерно следующий. Вот надо заводу починить забор. Раньше завод мог это сделать двумя способами:
1. Силами своих рабочих и заплатить им наличными по смете 100 рублей.
2. Оплатить безналом в какое-нибудь специализированное СМУ по ремонту по "безнальным" расценкам, скажем 1000 безналичных рублей.
Теперь появилась третья возможность:
3. Директор звонит по телефону, указанному в объявлении. Переводит 1000 рублей на счет кооператива, получает назад налом 900 рублей. Из них 200 рублей он платит своим рабочим за ремонт забора.
В итого: директор "заработал" 700 рублей, работяги - 200 вместо 100, хозяин кооператива - 100. Все счастливы и готовы к дальнейшей "кооперации". Надо ли удивляться что такими объявлениями была заклеена вся Москва?

  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

  • 23 comments

[info]ex_nominasu

January 21 2009, 17:25:19 UTC 3 years ago

занятно. а вот еще какие то инвалютные рубли были - до сих пор не пойму, что это такое..

[info]anticomprador

January 22 2009, 20:31:10 UTC 3 years ago

Теоретически понятно что такое - что-то типа долларов на счету. А как конкретно эта система с инвалютными рублями функционировала тоже не имею представления. Впрочем это теперь не так уж и важно. Я бы и эту тему с обналичкой не поднимал, да увидел картинку - нахлынули воспоминания.

[info]begemot_0007

January 21 2009, 22:10:14 UTC 3 years ago

Что самое удивительное, так это то, что во все это *экономическое чудо* Горбачев искренне верил.

[info]timoha67

January 22 2009, 00:26:49 UTC 3 years ago

не ключевую, но свою роль это сыграло...

[info]anticomprador

January 22 2009, 20:35:16 UTC 3 years ago

Да, вот paltus_nk тут подсказал, что через оргтехнику, которую госпредприятия покупали у кооперативов тоже шел перелив безнала в нал. Тут действительно неважно, обналичка это или за товар. В любом случае когда безнал от госпредприятий попадал на счет кооперативу, он в конечном счете превращался в нал и разрушал потребительский рынок.

[info]timoha67

January 22 2009, 20:52:52 UTC 3 years ago

а потом с этой обналички, спекуляции, подпольных цехов и получались деньги на взятки и подкупы... так в СССР начиналась мафия...

[info]paltus_nk

January 22 2009, 03:35:34 UTC 3 years ago

Основной поток обнала шел через оргтехнику и прочий импорт.

Директоров, решавшихся провернуть описанные Вами действия было значительно меньше, чем крупных предприятий или целых министерств, тупо покупавших в три-четыре конца десятки тысяч компьютеров или факсов.
Иногда за откат, иногда просто так, из необходимости освоить до конца отчетного периода оставшиеся на счету неизрасходованные средства.

[info]anticomprador

January 22 2009, 20:36:32 UTC 3 years ago

Точно, мне это в голову не приходило. Покупка оргтехники у кооператива - это тоже фактически был перевод безнала в нал.

[info]subetai_baadur

January 25 2009, 14:38:10 UTC 3 years ago

ЗАО НПП «Фокус», про который я писал у себя, скорее всего и был создан (как раз в то время примерно) для подобных операций. Ведь подобные конторы «по ремонту заборов» могли создавать и сами «коллективы со своими объемами работ». Если сфера деятельности деликатная и специфическая, да еще и «ремонтируют» ребята грамотные и высококвалифицированные, то «ремонт» мог продолжаться все лихие 90-е, блистающие 00-е и сейчас они прекрасно живут (а во время кризиса даже лучше чем ФГУП «со своими объемами работ»).
А зачем слушать фантазии оранжиста и «несогласного» Мухина? Методы И. В. Сталина - это классика, отлично зарекомендовавшая себя в самых разных странах в самые сложные исторические периоды.

[info]paltus_nk

January 25 2009, 15:22:30 UTC 3 years ago

(мечтательно вспоминает молодость))

Ндаа... были времена)) Надо сказать, что рынок так быстро наступал, что к концу 90 года эта практика выродилась просто в массовое рисование денег по всей стране через системное разрушение платежной системы в банках - то, что называется аферами с авизо.
Не надо стало даже посреднической прокладки в виде компьютера))

Думается, сейчас, в силу лучшей регулированности, но примерно такой же ситуации с рублем - процесс будет идти через такие вот объявления)) Хотя, не будет носить массового характера - милиция злая сейчас, объемы доходов упали))

[info]davidov

January 22 2009, 10:04:39 UTC 3 years ago

паршев писал про это

[info]anticomprador

January 22 2009, 20:38:23 UTC 3 years ago

У тебя память хорошая. А я прочитал книжку и забыл. И думал, что это мои мысли. Извини.

[info]davidov

January 23 2009, 12:05:09 UTC 3 years ago

Все нормально. Он писал, в частности, о законе "О госпредприятиях". А про эту схему не писал.

[info]osipss

January 22 2009, 13:04:58 UTC 3 years ago

Совершенно верно. Законы «О кооперации», «О предприятии» и указ «О борьбе с пьянством» смертельно ранили советскую экономику. Глупость или измена?
P.S. Автора фразы "Глупость или измена?", добившей царскую Россию, считаю профессиональным провокатором.

[info]anticomprador

January 22 2009, 20:41:43 UTC 3 years ago

Я тоже поражаюсь, где был КГБ? Фактически на всех столбах было написано в явном виде - обналичим государственные безналичные деньги. Ведь это же очевидное воровство!

[info]vasq

January 23 2009, 05:57:51 UTC 3 years ago

КГБ - контролировал и направлял, чего вы хотите от ставленников Андропова...

[info]drwolf

February 1 2009, 20:49:58 UTC 3 years ago

Не надо всё валить на КГБ.
Есть такая замечательная книга Вячеслава Широнина "КГБ - ЦРУ. Секретные пружины перестройки". Вот там как раз описана часть деятельности КГБ во время перестройки. Очень рекомендую к ознакомлению.
Вот ссылка на неё : http://makeyev.msk.ru/pub/NeProhodiMimo/shironin/_index.html

[info]osipss

January 23 2009, 08:23:15 UTC 3 years ago

При всем уважении к возможностям данной организации, я не стал бы наделять ее неким всемогуществом тайного ордена, как и переоценивать "тайные ордена" вообще. Демонтаж экономики (лучше - социалистических экономических отношений) шел совершенно законным путем, "сверху". КГБ всего лишь часть ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти. К тому же не уверен, что его сотрудники были сплошь адепты советской власти. Есть у нас яркий пример тому в современной России. Вопрос в другом. Как на это могло пойти высшее партийное руководство. Мое мнение таково - от слабого понимания марксизма, а точнее его философской базы.

"Бытие определяет сознание." Впрочем, эта формула требует пояснения - она "работает" только в секуляризованном обществе, но именно таковым советское общество и являлось. Горбачев хотел поменять "базис", почему-то полагая, что "надстройку" это никак не заденет (или "не полагая", хотя на меня он такого впечатления не производит). А вот задело. Результаты нам известны.

[info]ivan_sc

January 23 2009, 16:05:07 UTC 3 years ago

По-моему тут совпали два отрицательных явления:
1) отсутствие оппозиции;
2) отсутствие инициативности в органах госбезопасности.

Сталин уничтожил оппозицию - зря, потому, что - полностью, даже конструктивную. Которая могла остановить ошибочные решения. Но зато развил при этом "инициативность" органов отвечающих за госбезопасность.

Последующие правители так и не восстановили оппозицию, но убили инициативность в КГБ. Теперь там боялись прослыть "репрессорами" и действовали по-принципу "чего изволите".

А вот действительные враги государства были как и раньше очень инициативными.
Но уже никто наверху:
1) не мог это заметить,
2) не мог это ликвидировать.

Нарушился баланс. А несбалансированный механизм со временем, постепенно, но приходит к катастрофе.

[info]anticomprador

January 24 2009, 09:01:41 UTC 3 years ago

Да, в частности как-то и так.
При социализме большая проблема - передача власти. Как-то эту проблему надо решать.
В чем причина загнивания СССР и перерождения? На мой взгляд, в том что в КПСС стало вступать выгодно. Власть стала сладкой и не опасной - вот наверх и полезли карьеристы вроде Ельцина.
В первые годы СССР 1917-1919 быть членом партии, тем более быть лидером - было смертельно опасно. Победи белые, они бы большевиков по головке не погладили. Поэтому карьеристы особо не лезли во власть в то время. Пока не стало понятно, что эта власть надолго.
Потом Сталин стал исполнять как бы роль "белых" - за всем следил сам, если кто не справился с управлением министерства, проявил головотяпство, не доказал что он в курсе всех своих подведомственных проблем и сделал максимум возможного - голова вон. Это тоже сдеживало карьеристов.
А после смерти Сталина бюрократия решила - давайте мы больше не будем никого из своих наказывать - в крайнем случае на пенсию будем отправлять. И полезли наверх карьеристы, которым пофигу все дела, лишь бы к кормушке поближе.
Как-то надо решать эту проблему. Я считаю идея Мухина об ответственности власти очень даже может пригодиться.

[info]subetai_baadur

January 26 2009, 01:10:56 UTC 3 years ago

«...Потом Сталин стал исполнять как бы роль "белых" - за всем следил сам, если кто не справился с управлением министерства, проявил головотяпство, не доказал что он в курсе всех своих подведомственных проблем и сделал максимум возможного - голова вон. Это тоже сдеживало карьеристов...»

Доказано надежно и давно, что масштабы т. н. «репрессий» МНОГОКРАТНО преувеличены диссидентствующими писателями и самими недобитками. Не репрессировали и 3 млн., не расстреляли и одного, в эти цифры входят власовцы и националистическое подполье. И это за ТРИ (!) войны, индустриализацию, коллективизацию и восстановление хозяйства. Ссылок масса.

[info]rbelkin

February 14 2009, 12:06:57 UTC 3 years ago

а сейчас для этого наверное банки будут открывать )))

[info]anticomprador

February 14 2009, 21:16:50 UTC 3 years ago

Да уж банки открыты давно, чего их открывать...
Надо только не с улицы туда приходить, а через знакомых.
Но это уже "совсем другая история" - обналичка, уклонение от налогов.
Сейчас безнал и нал - это почти одно и то же. А тогда это были совершенно разные вещи - как два водохранилища с разными уровнями воды, разделенные высоченной плотиной. А кооперативы - это такие парни с перфораторами, сверлившие дырки в ней.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…